Главная | Школа игры | Статьи | Магазинчик | Фотографии | Ссылки | Harmonica.ru | Форум

 
Marine Band Deluxe Low C своими руками
 
 

 

Гадкий червячек, что это надо сделать, поселился во мне после того, как Карлос Дель Хунко показал у нас на мастерклассе в Москве, что у него есть 10 дырочная гармошка от Филиско в Low C, и продемоснтрировал, что она удобнее и лучше звучит, чем имеющаяся в продаже 12-дырочная Marine Band 364 в Low C.

Так как, к 364-й модели у меня много претензий и мне на ней не удобно играть, я подумал, что можно было бы сделать себе подобную гармошку. Оптимальное решение - это взять максимально близкую по настройке серийную модель и перестроить у нее все язычки.

1. Перестроить, имеющуюся в продаже Marine Band 1896 Low D, на тон вниз было бы не сложно.
2. Переставить платы от Marine Band 1896 на корпус от Marine Band Deluxe, похоже будет реально.

Переставлять платы, в общем то, было бы и не обязательно, но мне Делюкс нравится намного больше, чем классика, поэтому, если уж заморачиваться, то заморачиваться по полной.
Модели маринок очень похожи друг на друга, и что самое главное, обе гармошки, и классическая маринка и делюкс, одинаковые по размерам. Должно всё подойти, а где не подойдет, там подгоним.

Разборка и перестановка

Итак, что мы имеем:

Marine Band 1896 Low D Marine Band Deluxe

Естественно, разобрав две гармошки, собрать одну гибридную без доводки напильником не получилось. Главное, что платы, гребенка и крышки от обеих моделей полностью совпали по размерам, и единственное, что надо было переделать, это отверстия в платах от классики под крепеж для делюкса.

Как разбирать делюкс я описывать не буду. Т.к. гармошка собрана вся на винтиках, все очень лекго откручивается обычной тонкой отверткой. Сложите все детали на мягкую основу, например, на сложенную в несколько раз газету, чтобы не повредить язычки, а винтики положите в коробочку от гармошки, чтобы не растерялись и не упали на пол.
Потеря даже одного винтика для нас будет очень неприятна, т.к. потом найти или купить такой винтик будет очень не просто, а даже без одного винтика не удастся нормально собрать гармошку.

Немного больше возни предстояло с разборкой классики.

В отличие от современной модели, классическая Marine Band собрана на гвоздиках, поэтому одной отверткой тут не обойтись... но можно обойтись одним ножом.

Акуратно, подсунув под край крышки лезвие ножа, чуть поворачивая нож отодвинем крышку от корпуса гармошки, тем самым вытащив гвоздики, которыми была прибита крышка, тоже самое делаем с другой стороны крыши.

Аналогично снимаем вторую крышку.

Точно таким же образом снимаются платы.

Главное не просовывать нож очень глубоко, чтобы не повредить язычки.

Сначала сбоку...

.. а потом с торца гармоники, акуратно подсовываем нож между корпусом и платой и, поворачивая нож, увеличиваем зазор между платой и гребенкой, тем самым вытаскивая все гвоздики, которыми плата была прибита к деревянной гребенке.

Собираем все гвоздики, чтобы не растярелись и тоже складываем в коробку от гармошки. Лишние гвздики у нас потом останутся, но всё равно, лучше сейчас ничего не терять и не разбрасывать.

Постарайтесь не деформировать и не погнуть платы при разборке. Латунь очень мягкий металл и гнется он очень легко, но выпрямить потом платы до ровного состояния будет очень сложно. Даже не большая изогнутость платы или волна череваты тем, что в образовавшиеся зазоры межу покоробившейся платой и корпусом будет проходить воздух, что скажется на отзывчивости гармоники и ее воздухопотерях.

Вот всё, что у нас осталось "лишнего" от обеих гармошек после разборки:

А вот из этого, будем собирать новую гармошку.

Крышки и гребенку берем от делюкса, а платы с голосами от классики.

Хоть все детали почти идеально подходт друг к другу, но отверстия в платах под крепления крышек совпадают не совсем точно.
Почему при всех совпадающих до милиметра частях Хоннер не унифицировал положение отверстий у этих моделей мне не понятно, но делать нечего, что имеем, с тем и работаем.

Наложив крышку на плату, отметим карандашом на плате, где должны быть отверстия под винты, которые крепят крышки, потом, сняв крышки, обведем маркером карандашные отметки, чтобы они не стерлись и после акуратно расточим круглым надфилем отверстия в овалы.
Еще раз напомню, при расточке отверстий держите плату акуратно, не деформируйте и не погните ее, иначе после сборки гармошки она будет неплотно прилегать к гребенке, а это увеличит воздухопотери гармоники.

Лучше, если гребенка от делюкса будет в низком ключе. На гармошках в высоких ключах язычки чуть-чуть короче и прорези в гребенке из-за этого не такие глубокие, как нам требуется.
На гребенке от гармошки в E мне пришлось надфилем углублять прорези на миллиметр-полтора, чтобы длинные язычки от Low D гармошки не задевали за корпус, а вот, для гребенки от гармошки в A этого делать не пришлось - платы с голосами от классики подошли к гребенке от делюкса без переделки.

Следующая проблема, которую пришлось решать, это как крепить платы к гребенке. Я нигде не смог найти метчики для нарезания резьбы в платах под такие тонкие винтики, какие ставит Хоннер на делюксы (1,5 мм), поэтому пришлось отказаться от "красивой" идеи - посадить платы на винты от Делюкса, и пришлось прибить их на гвоздики от классики.
Жалко, но делать нечего. Ставить более здоровые и корявые винтики, которые есть в продаже мне очень не хотелось.

Как говорится, вот там, где не надо, отверстия в платах и в гребенке совпали. Вбить гвоздики в старые отверстия в платах не получилось, т.к. они точно совпадают с отверстиями в гребенке, которые просверлены под винтики. Поэтому, не долго колеблясь, я накернил, отмеченные маркером точки на плате, и просверлил 3 отверстия сверлом 0,5 рядом с имеющимися отверстиями, чтобы впоследствии вбить в них гвоздики и закрепить ими плату на гребенке.

В принципе, на этом можно и остановиться, собрав гармошку мы получили Marine Band Deluxe Low D.
Хорошо, но мало. Ради этого не стоило и начинать.

Подготовив все детали для сборки, я занялся настройкой язычков.

Настройка

Всё, что можно узнать про настроку гармоник вы без труда найдете на сайте harmonica.ru. Здесь я кратко опишу, что собирался сделать.

Опять же, можно не заморачиваться с пересадкой плат от классической Marine Band на корпус от делюкса и сразу заняться настройкой, чтобы получить Marine Band 1896 Low C.

В моем случае, имея гармошку в D, чтобы получить гармошку в С, мне нужно понизить каждый язычок на тон.
Подстроить всего 20 язычков. Это оказалось не так страшно, как это звучит и заняло меньше времени, чем расточка 8 отверстий в платах для крепления крышек, о чем я писал выше.

Понизить тон язычка можно двумя способами:

1. Ковыряя голос около заклепки чуть уменьшить упргуость язычка, что и понизит его тон
2. Напаять капельку припоя на кончик язычка, увеличив его вес, что уменьшит частоту колебаний и тоже понизит его тон.

Я выбрал второй метод, т.к. напаять и сточить лишнее всегда безопаснее, чем точить сам голос, боясь повредить его или сточить больше, чем требовалось.

Собрав обе платы и гребенку только на 4 винтика, которые крепят крышки, я стал настраивать плату на вдох, т.к. ее голоса оказались снаружи и с ними было легче работать.
Нужно обязательно подложить что-то под голос, чтобы он не проваливался в плату. Я использую для этого эталонный щуп, использующийся для регулировки зазоров в двигателях автомобилей.

Идея подложить металлический щуп во время пайки оказалась не удачной, т.к. он постоянно норовил припаяться к язычку. Я обошелся краем обычной офисной белой бумаги А4. Бумага подгорает от паяльника, зато не припаивается к язычку и ее всегда можно подвинуть в сторону и следующий язычок паять уже на другой части бумажки.

Для пайки я использую паяльную кислоту. Подойдет соляная кислота, протравленная цинком, которую можно купить в магазине радиодеталей. Опять же, я не буду тут учить вас паять, но скажу, что паять с кислотой получается намного удобнее и главное акуратнее, чем использовать канифоль для обезжириваяния поверхностей. Меня этому научили еще в школе на уроках труда.
Деревянной палочкой ставим капельку кислоты на кончик язычка и потом в одно касаниее паяльником наплавляем припой. Припоя следует наносить настолько мало, на сколько вы сможете и класть его надо как можно ближе к кончику, покрывая, как можно меньшую часть язчка.

Положив припой на язычок, сразу проверьте не вылез ли припой за края язычка и не стал ли язычок задевать за край слота. Для этого тонкой часовой отверткой утапливаем язычок в прорезь. Если он цепляет за слот и застревает, то, подсунув щуп под язычок, акуратно придерживая язычок нужно подточить его края тонким плоским надфилем, чтобы убрать лишний припой с его краев. Свободно двигающийся язычок должен делать "пиньк", если его поддеть иголочкой и не застревать в прорези.

Далее следует настроить тон язычка. Бесплатную программу тюнер можно скачать с сайта harmonica.ru или любого другого музыкального сайта, а компьютерный микрофон следовало бы уже давно купить.

Нанеся припой, проверяем по тюнеру ноту на вдох. Если нота выше, чем надо, нужно нанести чуть больше припоя, если нота ниже, подкладывая металлический щуп под язычок, акуратно и не торопясь стачиваем лишний припой с язычка, периодически сверяясь по тюнеру какой тон в данный момент получился. Для грубой настройки используем плоский надфиль, для точной - шкурку-нулевку, закрепеленую на ластик канцелярским зажимом для бумаг.

Если сточили лишнее, придется опять подкладывать бумажку и опять добавлять припоя и потом, снова его стачивать, повышая тон язычка до требуемой высоты. Так можно делать безопасно для язычка несколько раз, главное при этом не заляпать весь язычок припоем.

По началу, на первые, более длинные голоса, у меня получилось прилепить довольно много припоя и его потом пришлось стачивать, но чем дальше, тем у меня акуратнее получалось работать с припоем и язычками.

Внешний вид платы на вдох с настроенными язычками получился таким.

Ноты, которые надо получить на вдохе:

A F D B A F D B G D

(справа самая низкая, т.к. гармошка перевернута отверстиями от себя)

Замечу, что чем короче язычок, тем меньше припоя надо класть и тем более чувствителен язычок к весу на его кончике и тем меньше приходиться стачивать припоя для получения нужного тона.

Когда с платой на вдох закончили, делаем хитрую вещь - переставляем местами плату на вдох с платой на выдох, так, чтобы готовая плата встала язычками внутрь, а нужная плата встала на ее место голосами наружу. Так удобнее подобраться к язычкам и их настраивать. Естественно, та плата, которая обычно работает на выдох, теперь будет звучать на вдох. Главное не запутаться и настраивать на ней нужные ноты, опять же проверяя голоса на вдох, как мы делали ранее.

Ноты, которые надо получить на выдохе:

С E G C E G C E G C

(слева самая низкая нота, т.к. гармошка перевернута отверстиями от себя)

Повторяем всё, что было описано выше с припоем и подтачиванием.

Собрав гармошку обратно, как надо и, поставив платы на место, не надевая крышки, обязательно проверяем все голоса по тюнеру, не перепутали ли вы чего-то в настройке и не звучит ли какой-то голос фальшиво.

Обязательно нужно проверить стройность аккордов на вдох и на выдох на первых отверстиях (особенно на первых) и аккорды на выдох на всей гармонике. Найденые неточности проверяются по тюнеру и устраняются.

Последнее, что осталось сделать, это прибить гвоздиками платы к гребенке. Тут тоже есть нюанс.
Прбивать сначала нужно ту плату, голоса которой окажутся внутри. Это верхняя плата с голосами на выдох.
Это делается для того, что когда мы будем прибивать вторую плату, нужно не повредить язычки на уже установленной плате, значит надо, чтобы они оказались внутри гармоники, а не снаружи, как если бы мы прибивали платы в другом порядке.

Подложить на стол в несколько раз сложенную газету, положить гребенку на стол, расположить верхнюю плату на гребенке, так чтобы все прорези точно совпали и язычки могли свободно колебаться в отверстиях, не задевая за корпус.
Шилом или острым концом круглого надфиля наколоть в деревянной гребенке ямки через отверстия в плате в те места, куда будут забиваться гвоздики. Акуратно небольшим молотком забить гвозди в отверстия на плате. Это следует делать предельно акуратно, чтобы не повредить молотком язычки и не ударить по заклепкам, т.к. это может изменить тон голоса, по которму вы нечаянно попадете.

Перевернув гармошку, точно так же устанавливаем нижнюю плату.

Когда все 7 гвоздиков для каждой платы вбиты, ставим крышки на место и стягиваем все винтиками от делюкса.

Получаем обычный по виду Marine Band Deluxe в необычном для серийного производства ключе Low C.

Завершение

Звук.

Ну звук обычный, как у гармошки в Low C. Звуковой пример вам мало, что продемонстирует, но пусть будет.

Слушать Marine Band Deluxe Low C (148 kb)

Самое главное, что на гармошке очень удобно и приятно играть.

Плюсы:

- Я сделал это!
- Полезный опыт. Я научился настраивать язычки на гармошке ;-)
- Гармошка получилась, действительно, более удобная и более мягкая, чем 364-я модель.
- Таких гармошек почти ни у кого нет.
- Теперь нет нужды таскасть с собой отдельно 364-ю модель, т.к. новые Deluxe Low D и Low C влезли в папку для гармошек вместе с остальными моими гармошками, тоже делюксами ;-)

Минусы:

- Много возни.
- Долго ждал привоза под заказ гармошек в Low D и долго искал корпуса от делюксов.
- Низкие язычки звякают по крышкам. Правда, они звякают и на серийных гармошках, начиная от G и ниже. На серийной Marine Band Low D, из которой я брал платы, они тоже звякают.
- Дорого. Новая Marine Band 1896 стоит 860 руб, плюс нужен корпус от Marine Band Deluxe. Если брать новый делюкс, это еще 1450 руб. Итого 2310 руб. Это почти 100$, правда в моем случае получилось раза в 2 дешевле, т.к мне повезло найти корпусы для делюксов и купить классические маринки со скидкой. При этом, со значительно с меньшими усилиями можно приобрести Seydel Blues Session Low C, которые выпускаются серийно и обойдутся с учетом доставки в Россию в 52 евро (по текущему курсу это 1800 руб). Заказав на www.seydel1847.de и, оплатив кредиткой, доставка по почте займет не более мясяца.
- Нашел еще один минус, не конкретно этой гармошки, а вообще, у низких гармошек. Они очень тихо звучат, по сравнению с обычными гармошками. В акустику с гитарой низкую гармошку плохо слышно. Без микрофона и усилителя звучать будет тихо.

Вот, вроде бы и весь отчет о проделанной работе.

Чернов Вячеслав (Blacky) (2008)